МБДОУ "Детский сад №10 компенсирующего вида" г. Сосногорска

Сысоева Наталья Александровна - учитель-логопед высшей квалификационной категории, стаж логопедической деятельности - с 1999 года.

Сайт учителя-логопеда СысоевойН.А.https://logogosha.jimdofree.com/

Вы всегда можете получить консультацию по интересующему Вас запросу, написав заявление у заведующего детским садом.

Программы коррекционно-развивающей работы для детей с тяжёлыми нарушениями речи:

"Артикуляционная гимнастика с Чудиками" авторское пособие.

Работу по развитию моторики артикуляционного аппарата на логопедическом занятии необходимо сделать увлекательной и разнообразной. Поэтому к обезьянке До-до, бегемоту Топе, Зубастику, лого-бусам, сенсорному материалу и традиционным картинкам-символам для артикуляционной гимнастики, присоединились новые милые Чудики. Они пополнили коллекцию игр для развития артикуляционной моторики. Чудики очень нравятся детям, особенно самым маленьким. 

Ребёнок может сам выбрать нужный вариант рта для каждого упражнения и прикрепить его на Чудика. Можно отгадывать, какое упражнение делает Чудик? Можно выложить несколько Чудиков в ряд и делать с ними упражнения. Можно одному Чудику менять ротики и делать вместе с ним упражнения.

Каждый Чудик имеет набор сменных ротиков с разными артикуляционными позами. Ротики крепятся на магниты.

Имена Чудиков подобраны из звуков раннего онтогенеза и слов первой слоговой структуры. 

Минималистичный дизайн способствует большей концентрации на артикуляционном упражнении.

Кружочки снизу позволяют регулировать количество повторов упражнения, и наглядно показывают маленькому ребёнку, сколько он сделал упражнений, а сколько ещё осталось.

В фотогалерее представлена для демонстрации часть пособия. 

Могут ли родители предупредить нарушения речи у своего ребёнка?

Что такое ТНР?

Нарушения речи могут быть как самостоятельным нарушением, так и следствием других нарушений (нарушения слуха, аутизма, интеллектуальных нарушений и пр.)

Среди непосредственно речевых нарушений выделяют нарушение звукопроизносительной системы (фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие), системное недоразвитие речи (общее недоразвитие речи) и нарушение темпо-ритмической организации речи (заикание).

Фонетическое недоразвитие (ФН) и фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) считаются относительно легкими, частичными нарушениями речи. С такими детьми логопед начинает заниматься как правило с 4.5-5 лет, т.к. до этого времени неправильное произношение некоторых звуков допустимо в силу возраста. Исправление нарушения занимает в большинстве случаев от 2-4 месяцев до года, в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и причины, вызвавшей нарушение речи. 

Термин "общее недоразвитие речи" (ОНР) в последнее время стал заменяться на "тяжелое нарушение речи" (ТНР), что на мой взгляд неверно, так как к ТНР относятся и другие нарушения речи, в частности, заикание, ринолалия, дизартрия. При ОНР речь нарушена системно, т.е. страдают все компоненты языка: лексика, грамматика, связная речь, слоговая структура, произношение и различение звуков. У таких детей также часто отмечается нарушение моторики, внимания, памяти, незрелость эмоционально-волевой сферы. Коррекционная работа в таких случаях должна начинаться как можно раньше и вестись комплексно психологом,  логопедом и психоневрологом. Длительность коррекции может быть от 2-3 лет и больше. Дети с таким нарушением обучаются по адаптированной программе для детей с ТНР, которая позволяет этим детям получить  знания и навыки в доступной для них форме и с учетом  их особенностей развития.

Что такое "адаптированная программа"?

Адаптированная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

  • Зачем нужна адаптированная программа?

Дети с проблемами развития не в состоянии успешно усваивать образовательную программу без специальных условий. Одним из таких условий является адаптирование образовательной программы под индивидуальные возможности ребенка.

  • Как выбрать подходящую программу?

Адаптированная основная образовательная программа выбирается согласно заключению (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии. Родители (законные представители) имеют право участвовать в разработке и реализации индивидуального учебного плана, индивидуальных программ воспитания и обучения. 

На данный момент адаптированные образовательные программы дошкольного и начального образования бывают следующих видов:

- для глухих детей

- для неслышащих и позднооглохших

- для слепых

- для слабовидящих и поздноослепших

- для детей с тяжелыми нарушениями речи

- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

- для детей с задержкой психического развития

- для детей с расстройствами аутистического спектра

- для детей с умственной отсталостью

- для детей со сложной структурой нарушения

- и др.

  • Как получить право на адаптированную программу?

Для получения адаптированной программы необходимо пройти  психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Список необходимых для прохождения этой процедуры документов размещен на сайте комиссии. Заключение ПМПК надо передать в образовательное учреждение вместе с заявлением о переводе ребенка на обучение по АООП.

  • На какое время дается заключение об обучении по адаптированной программе?

Заключение о необходимости обучения по адаптированной программе выдается на несколько лет. Менять его нужно в случае перехода на следующую ступень образования (1, 5, 10 класс) или в том случае, если обучение по текущей программе оказалось нерезультативным.

  • Можно ли будет перейти на основную программу? 

При принятии решения о переходе с адаптированной на основную программу стоит в первую очередь руководствоваться интересами ребенка. Такой перевод возможен, но не все дети с ОВЗ способны учиться по основной программе. В каждом случае это решение должно приниматься индивидуально и в интересах ребенка. 

  • Какие плюсы дает АООП?

Статус ОВЗ гарантирует ребенку коррекционную помощь логопеда, психолога, дефектолога (в зависимости от потребностей ребенка) в образовательном учреждении. Во многих учреждениях это единственная возможность обеспечить сопровождение специалистов, причем  непосредственно с момента передачи заключения в образовательное учреждение В школе возможен индивидуальный подход при написании тестов и проверочных работ. При сдаче ОГЭ и ЕГЭ детям с ОВЗ дается больше времени на написание экзаменационных работ.

  • Что получит ребенок, обучавшийся по адаптированной программе на выходе из образовательного учреждения?

Этот вопрос зависит не только от содержания адаптированной образовательной программы, но и от условий  обучения и возможностей самого ребенка. Не все адаптированные  программы предполагают получение одинакового объема знаний. Инклюзивное обучение в общеобразовательном учреждении не является гарантией того, что ребенок получит аттестат. Поэтому этот вопрос лучше заранее обсудить со специалистами психолого-медико-педагогической комиссии и специалистами, работающими с ребенком.

Правильная артикуляция звуков.

Короткая подъязычная связка. Подрезать или нет?

Короткая подъязычная уздечка (подъязычная связка) в младенческом возрасте может приводить к проблемам сосания. В более старшем возрасте может служить причиной нарушения произношения звуков, требующих подъема языка (Р, Ш, Ж и др.). Слишком короткая уздечка ограничивает подвижность языка, мешает развиваться его мышцам, что приводит к нарушению дикции. В некоторых случаях укороченная уздечка  может приводить к зубочелюстным аномалиям. 

Выделяется 5 типов коротких уздечек:
- тонкая, прозрачная укороченная уздечка, ограничивающая подвижность языка;
- тонкая, полупрозрачная укороченная уздечка, прикрепленная своим передним краем близко к кончику языка, при его подъеме языка  вверх его  кончик раздваивается;
- короткая уздечка языка в виде толстого, мощного, непрозрачного тяжа, прикрепленного близко к кончику языка. Подвижность языка ограничена, при выдвижении его кончик подворачивается, спинка поднимается горкой;
- короткий плотный тяж уздечки сращен с мышцами языка. Встречается у детей с врожденными расщелинами губы и неба;
- тяж уздечки практически не выделяется; его волокна переплетаются с мышцами языка, резко ограничивая подвижность последнего. 

Обычно проблему с подъязычной уздечкой выявляют и устраняют еще в роддоме, но иногда это выясняется уже в дошкольном возрасте. 

Не всегда для решения проблемы с укороченной уздечкой требуется подрезание (пластика). Чаще подъязычную связку можно растянуть с помощью специальных артикуляционных упражнений ("Качели", "Маляр", "Вкусное варенье", "Грибок", "Лошадка", "Барабан").

Однако, если уздечка слишком короткая или плотная, толстая, или прикреплена у кончика языка, проблема решается только с помощью пластики. Принимать решение о необходимости этой операции должны логопед совместно с ортодонтом. 

После операции необходимо делать комплекс артикуляционной гимнастики с тем, чтобы на месте операции не образовался рубец. 

Советы родителям малышей.

Совет №1 — НАЧНЕМ С ВАС Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
Совет №2 — ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается. Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
Совет №3 — ГОВОРИТЕ ЧЕТКО Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации — поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносите как можно более выразительно.
Совет №4 — ТО ЖЕ, НО ПО-РАЗНОМУ Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.
Совет №5 — НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
Совет №6 — ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ — ЗАЛОГ УСПЕХА Произносите новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается в десять раз лучше.
Совет №7 — ВСЕ ЧУВСТВА В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ Важно, чтобы ребенок имел возможность видеть, трогать, нюхать, то есть изучать предмет разными способами. Если увидите, что ребенок взял предмет, сразу же назовите его несколько раз – четко и выразительно.
Совет №8 — В ОСНОВЕ РЕЧИ — СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться!
Совет №9 — СТРЕМИМСЯ К РАЗНООБРАЗИЮ Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая цепочку слов с другими согласными и гласными (дя-дя-дя, ма-ма-ма, ка-ко-ку).
Совет №10 — УВАЖАЙТЕ ПОПЫТКИ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ Речь развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребенок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Не сюсюкайте с ребенком, ведь вы не хотите потом переучивать его общаться нормально.
Совет №11 — УЧИТЕ В ИГРЕ Создавайте такие ситуации в игре, где ребенку понадобится звукоподражание. Побуждаете вы, а не ситуация.
Совет №12 — НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЖЕЛАНИЙ РЕБЕНКА Родители пытаются угадать желания своего ребенка. У малыша не возникает необходимости произносить что-либо. Есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.
Совет №13 — РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРЬ Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его – пассивный словарь, говорит – активный. Если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к лексическому взрыву.
Совет №14 — ВЕДИТЕ ДНЕВНИК Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.
Совет №15 — РАЗВИВАЙТЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ Побуждайте различать близкие звуки, слова, отличающиеся 1 звуком (крыса-крыша).
Совет №16 — НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЕМ Используйте слова типа «бух», «ням-ням», «ав-ав». Создайте основу для полноценной речи.
Совет №17 — ЧИТАЙТЕ … Читайте короткие сказки, стихи по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали.
Совет №18 — ПАЛЬЧИКИ НА ПОМОЩЬ РЕЧИ Развивайте мелкую моторику – точные движения пальцев руки. Она тесно связана с развитием речи.
Совет №19 — БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, СНИСХОДИТЕЛЬНЫ И … ОСТОРОЖНЫ Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.
Совет №20 — ТОЛЬКО ВЫ! Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его у
спехам, чаще хвалите своего малыша.